Босния и Герцеговина, которая объединила в себе три народа, переживает самый серьёзный кризис со времён войны, пишет Bloomberg. Лидер боснийских сербов, одного из этносов, уверен, что его страна — Республика Сербская — в конечном счёте станет независимой. Россия же, по словам издания, не только вкладывает деньги в это образование, но и поддерживает его политически.
Новая угроза сепаратизма в Европе сосредоточена в её самом нестабильном регионе — на Балканах, пишет Bloomberg. По словам автора статьи, лидер боснийских сербов Милорад Додик хочет отделиться от Боснии и Герцеговины, разорвав тем самым трёхстороннее соглашение, которое держало эти образования вместе после окончания кровавого конфликта в регионе. Из-за такой позиции на Додика наложили свои санкции США.
При этом опираться он может на своего давнего друга — Россию, пишет журналист. С марта 2011 года Додик семь раз встречался с российским президентом. После Сербии Россия стоит на втором месте по объёму инвестиций в Республику Сербскую.
В недавнем интервью он отмечал, что Босния тихо разваливается, и если боснийские сербы увидят возможность для отделения, то они её не упустят. При этом он упомянул, что с Россией у него не было ни одной неприятной ситуации, а с Запада поступали лишь ультиматумы.
Десятилетия международной помощи не смогли переменить ситуацию в одной из беднейших стран Европы, пишет автор статьи. Три этнические группы, существующие в одном государстве, связанном сложной политической структурой, разделены по религиозному принципу и страдают от ослабленных институтов. Так, правящая верхушка не может договориться между собой по поводу базовых экономических реформ, и страна уже проваливает трёхлетний план МВФ. ВВП страны во многом зависит от поступлений из-за рубежа.
По словам специалистов, Босния сейчас переживает самый серьёзный кризис со времён окончания войны. Заключается он в том, что не только общие институты страны зашли в полный тупик, но ещё и никто не хочет их восстанавливать. Так, отмечает автор статьи, не только боснийские сербы чувствуют свою отделённость. В стране есть хорваты и мусульмане, у которых даже электросети свои. И, по словам экспертов, политиков это устраивает.
Впрочем, боснийские мусульмане, которые составляют половину населения страны, обвиняют Додика в том, что его действия угрожают будущему государства и навлекают опасность не только на Боснию и Герцеговину, но и на весь регион и на всю Европу. Хорваты, в свою очередь, выступают против разделения страны, но если оно начнётся, они наверняка также попробуют отделиться и присоединиться к Хорватии. При этом, отмечают специалисты, войны сейчас там не хотят.
Россия подтверждает свою приверженность Дейтонским мирным соглашениям 1995 года, но при этом говорит, что Додика обвиняют несправедливо. Так, Лавров на встрече с Додиком в марте уверял, что Россия продолжит развивать связи с его страной и будет призывать западные силы не нарушать права этнических групп в Боснии.
Сам Додик считает, что время работает на него, и Босния в итоге просто распадётся на части даже без усилий самих сербов. «Республика Сербская однажды станет страной, пусть даже это будет через пять, десять или пятнадцать лет», — приводит его слова Bloomberg.
Если хотите ежедневно читать свежие новости, вступайте в нашу группу в одноклассниках
Комментарии: